МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

ЗНАКОМСТВО С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ –
НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДОСТУПНОГО МИРА

Рукотворные изделия из дерева, глины, металла предъявляют нам образ целостного мира. Художественные промыслы – уникальное явление русского народного искусства. Придя к нам из глубины веков, в разные периоды отечественной истории они становились доказательством неувядаемой творческой силы русского народа, несокрушимости его духа.
Самобытный мир народных традиций встречает нас уже с раннего детства. Знания о прошлом порой находятся на расстоянии «вытянутой руки». Каждый человек живет в культурно-эстетическом пространстве, созданном многими поколениями художников. Незрячие и слабовидящие люди, как и большинство граждан нашей страны, хотят и стремятся постичь красоту исконной русской ремесленной традиции.
Барьеры низкого зрения сегодня все успешнее помогают преодолевать адаптивные технологии и подходы. Значительный познавательный потенциал имеют многоформатные пособия, одновременно использующие аудио-, рельефно-графический, рельефно-точечный и крупно-шрифтовой форматы. Их высокая востребованность при решении просветительских задач уже подтверждена межрегиональной практикой и постоянно ждет новых тематических расширений.
Сознавая значение и востребованность этой темы, Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих (НОСБ) создала новый тактильный аудиовизуальный комплекс. Совсем не случайно, что Новосибирск – город, представляющий множество культур, – стал первым местом в нашей стране, где была решена эта нестандартная и даже смелая с точки зрения профессионалов задача. Уникальный по своему составу участников проект «Традиции русских народных промыслов – необходимая составляющая доступного мира» был реализован в 2014–2015 гг. Его замысел объединил в конкретном решении духовно-просветительскую и социокультурную задачи. Результаты проекта, по многочисленным оценкам, стали реальным вкладом в события Года культуры в России. Проектная заявка НОСБ была поддержана министерством культуры Новосибирской области и вошла в число победителей конкурса «Православная инициатива».
Работа объединила междисциплинарные коллективы из семи регионов страны: Архангельская, Кировская области, г. Москва, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Челябинская области. В течение десяти месяцев построением особого познавательного продукта были связаны эксперты и практики в области традиционного народного искусства, библиотекари, педагоги профильных коррекционных учебных заведений, специалисты современных ассистивных технологий, деятели православного просвещения. С их помощью в короткие сроки была собрана уникальная коллекция художественных изделий. Некоторые из них изготавливались народными мастерами специально для просветительских целей проекта.
Новый тактильный аудиовизуальный комплекс стал основой построения особой познавательной среды. В его состав вошли образцы изделий исконно русского прикладного творчества, а главное – их представление в доступных для незрячего и слабовидящего человека форматах. Детальные аудиоописания, рельефно-графические изображения, масштабные трехмерные копии позволили расширить состав познавательных средств. Логически связанные между собой, они, по существу, выступили основой построения «дополненной реальности». В результате большой междисциплинарной работы шесть народных промыслов нашли своё отражение в средствах, компенсирующих полную слепоту или глубокое снижение зрения. Детям, молодежи, заинтересованным взрослым впервые открылся новый пласт знаний.
Оригинальной составляющей познавательного комплекса выступили интерактивные трехмерные макеты, помогающие понять, как древние мастера работали с глиной, деревом, металлом. Особое качество, которому они должны соответствовать – тактильная распознаваемость каждого из элементов. Это необходимое условие для знакомства с макетом целевой группы пользователей. Лучшие решения были найдены в масштабе 1:6. В такой пропорции выполнены сюжетные фигуры разных мастеров. Данному масштабу следуют и другие элементы. Пространство каждого макета позволяет включить два или три персонажа в тематическом интерьере. Все детали трехмерной модели доступны для исследования, поскольку сохранены лишь одна или две стены. В одном решении выполнены «Мастерская резьбы и росписи по дереву», «Мастерская керамики и росписи по глине», «Мастерская художественной работы с металлом». Каждый макет через сюжетные композиции рабочего пространства, характерный облик мастеров, масштабные копии заготовок и законченных изделий знакомит с основными технологиями, характерными для русских народных промыслов.
При разработке моделей их познавательная ценность была подкреплена еще одним каналом восприятия информации. По периметру исследуемого пространства расположены встроенные кнопки речевых сообщений. Однократное нажатие позволяет прослушать аудиокомментарий. Удержание кнопки открывает возможность перейти к следующим «слоям» сюжетного рассказа. Для каждого макета были разработаны и структурированы тематические информационные блоки. Их содержательная точность сочетается с образностью. Это прямой результат участия региональных консультантов.
Однако инструментарий нового тактильного аудиовизуального комплекса гораздо шире. Построение насыщенной познавательной среды предполагает использование большого состава ассистивных средств. Особую ценность здесь сохраняет принцип синтеза доступных форматов. Именно многоформатные пособия позволяют дать исчерпывающее представление о таких сложных визуальных объектах, каковыми являются художественные изделия русских народных промыслов. В них информация, представленная укрупненным и рельефно-точечным шрифтами, сочетается с аудиорассказом, а также часто иллюстрируется рельефно-графическими изображениями. В рамках проекта были разработаны шесть новых многоформатных пособий: «Богородская резьба», «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Каслинское литье», «Холмогорская резьба», «Хохломская роспись». С их помощью человеку с полной или частичной потерей зрения предоставляется уникальная возможность познакомиться с приемами ручных ремесел, с художественно-стилистическими особенностями, характерными для русского народного искусства. Каждый из шести многоформатных альбомов состоит из 34–-40 страниц, включая словари терминов.
Эти и другие пособия, разработанные в НОСБ, имеют существенное преимущество в сравнении с трехмерными моделями: цифровая основа изготовления обеспечивает простоту их тиражирования. Каждое издание всегда имеет целостное дизайн-решение и привлекательное художественное оформление. подходы позволяет широко использовать их в смешанных аудиториях в условиях совместного изучения как незрячими и слабовидящими людьми, так и пользователями с нормальной функцией зрения.
Значительной по своему информационному весу и тематическому разнообразию оказалась аудиосоставляющая многоформатных пособий. Аудиоприложения представлены в двух цифровых форматах. В стандарте MP3 записаны 6 аудиобесед в соответствии с выбранными промыслами. Другое приложение использует международный стандарт DAISY (Digital Accessible Information System). Он позволил объединить не только эти беседы, но и ряд дополнительных материалов. Очевидные преимуществ указанного стандарта определяют его растущую популярность. При использовании таких аудиопродуктов особыми потребительскими качествами выступают: простота выбора интересующего раздела; возможность установки закладок, ссылок, переноса цитат и многое другое. Соответственно, незрячие и слабовидящие пользователи получили возможность эффективной навигации и по разделам нового аудиоиздания. Триста многослойно размещенных фрагментов были подготовлены с использованием значительного массива историко-архивных документов, описаний работы мастеров, отчетных публикаций о современных тенденциях развития промыслов. Эксклюзивной составляющей этого диска стали персональные интервью с современными художниками и мастерами промыслов, коллекционерами народного искусства.
Бесспорной новацией стал познавательный прием, знакомящий с особенностями художественной техники мастера городецкой росписи. Для точности понимания одного из основных элементов узора «купавки» были разработаны и отпечатаны на специальном принтере несколько трехмерных моделей. Четыре съемных барельефных фигуры вошли в состав специального интерактивного модуля. Одна из них выполнена в небольшом размере. Ее назначение – продемонстрировать место расположения цветка среди многих составляющих узора на реальном изделии. Три других увеличены до масштаба различения мелких деталей путем тактильного обследования. Расположенные в логическом порядке, они иллюстрируют последовательность наложения красок в процессе росписи изделия народным мастером. Барельефные элементы можно взять в руки для более тщательного изучения. Возвращенные на интерактивный модуль, они приобретают новое свойство: расположенные рядом с ними сенсорные датчики включают записи аудиокомментария.
В ноябре–декабре 2014 года в шести регионах нашей страны прошло 11 встреч-презентаций проекта. Все ключевые составляющие тактильного аудиовизуального комплекса были предъявлены широкой аудитории для оценки, изучения, обсуждения. Многоформатная экспозиция преодолела расстояние почти 9 тысяч километров. Только прямыми участниками этих мероприятий стало более 900 человек. Среди них незрячие и слабовидящие школьники, молодежь, родители детей с ограниченными возможностями здоровья, мастера художественных промыслов, музейные эксперты, коллекционеры, лидеры общественных организаций инвалидов, специалисты библиотечного дела, деятели духовного просвещения, коррекционные педагоги, социальные работники, представители различных ветвей власти.
В каждом регионе, независимо от возраста аудитории, встреча с новым инструментарием познания воспринималась как значимое и неординарное событие. Сосредоточенная атмосфера духовно-просветительской беседы всегда подкреплялась вопросами и детей, и взрослых. Их интерес к открывающимся фактам истории народного искусства часто переходил в живую увлеченную дискуссию. Итоговое мероприятие проекта состоялось в стенах Новосибирского художественного музея. Открытый урок народного прикладного искусства собрал более 200 участников. Это были учащиеся нескольких коррекционных школ, а также колледжей и вузов, использующих инклюзивную модель образования. Они получили редкую возможность стать адресатами большого обстоятельного разговора о традициях русских народных промыслов. Их собеседниками стали известные художники, искусствоведы, коллекционеры, преподаватели декоративно-прикладного искусства. В своих выступлениях они увлекательно и профессионально точно помогали разобраться, как расписывают хохлому, как создают дымковскую игрушку, как отливают художественные изделия из чугуна.
Чрезвычайно важным результатом проекта стало подтверждение возможности реализации социальных инициатив на основе объединения усилий многих учреждений и организаций. Признание ценности адресной культурно-просветительной работы позволило преодолеть межведомственные и межсекторные границы, барьеры больших расстояний. Высокое качество и социальная востребованность продукта – прямой итог сотрудничества федеральных, региональных, муниципальных, библиотек; музеев; организаций общественного сектора.
Современные высокотехнологичные социальные решения не только повышают стандарты независимой жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, но и становятся основой построения адресованной им насыщенной духовно-просветительской среды.

Ю.Ю. Лесневский, директор
Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих, член Правления Российской библиотечной ассоциации,
член Совета Новосибирского библиотечного общества