Связующий мир увлечений

Изобразительное искусство – возможность выразить на бумаге свои мысли, образы и даже душу. В России и за рубежом известно достаточно большое количество художников-инвалидов по зрению, работы которых признаны поистине уникальными.

Зарубежные художники

Джон Брамблитт

Джон Брамблитт, живущий в Далласе, потерял зрение в результате неврологической болезни. После чего у него началась сильнейшая депрессия, неудивительно, ведь он дальше не мог жить привычной жизнью, не мог читать, писать, гулять и свободно перемещаться по своему собственному дому. Он почувствовал себя выброшенным в открытый океан без спасательного круга.

Справиться с душевными переживаниями ему помогло искусство. Еще до потери зрения он занимался рисованием и решил воплощать свои ощущения и чувства в картинах. Благодаря специальной технике, с помощью которой он мог определять зоны цвета, Джон каждый день начал рисовать маслом на холсте. По прошествии полугода он почувствовал, что рисование дало ему спокойствие и умиротворение, потерянные вместе со зрением.

С помощью своих картин Джон Брамблитт общался с окружающим его миром, который он уже не видел. На своем сайте он пишет о том, что искусство является одним из способов создать что-то, что будет оказывать влияние на жизнь других людей, пусть оно не накормит и не оденет, но оно помогает создать связь с другими людьми, без которой ни один человек жить не может.

Картины слепого художника очень востребованы, он регулярно проводит выставки и даже курсы мастерства. Через свои картины он выражает идеи, чувства, эмоции и проживает свою жизнь. Вот так болезнь и потеря зрения привели Джона к раскрытию неожиданных для него способностей к рисованию и самовыражению через искусство.

Джон Брамблитт, картина Джон Брамблитт, картина Джон Брамблитт, картина Джон Брамблитт, картина Джон Брамблитт, картина

 

 

Лиза Фиттипальди

Уникальность истории Лизы Фиттипальди заключается в том, что женщина перестала видеть в 1993 году, а впервые взяла в руки кисть два года спустя – в 1995-м. Будучи дипломированным бухгалтером и финансовым аналитиком, Лиза вместе со зрением потеряла работу, независимость и смысл жизни. Ее затяжная депрессия длилась больше года, пока однажды муж не принес ей детский акварельный набор. К всеобщему удивлению, Лиза взяла в руки кисть и начала рисовать. Она не могла изучать технику живописи, наблюдая за действиями учителя, не могла видеть картины. Но это не остановило женщину, она взамен придумала собственную систему обучения: прослушивала аудиоверсии книг об искусстве и посещала вместе с мужем знаменитые музеи, для которых она не находила времени в своей предыдущей жизни. Критики и другие художники не раз говорили Лизе, что она сколько угодно может рисовать абстракции или цветы, но ей никогда не стать настоящей художницей, поскольку ей не под силу изображать людей и сцены из уличной жизни. Это был вызов, и Фиттипальди ответила на него достойно. В 1998 году она нарисовала первую уличную сцену и с тех пор делает это постоянно. При этом для всех остается загадкой, как Лизе удается рисовать, не видя красок и холста; художница утверждает, что это непонятно даже ей. Работы Лизы Фиттипальди регулярно выставляются в галереях по всему миру. Кроме того, она является автором книги «A Brush with Darkness», в которой художница описывает, как она училась рисовать, будучи слепой.

Работы Лизы Фиттипальди:
 

   
   
   

Эсреф Армаджан

Эсреф Армаджан (род. 1953) - незрячий художник турецкого происхождения. Он был рожден слепым, его семья жила в одном из самых бедных районов Стамбула. Эсреф не получил почти никакого образования, а ранние годы провел, играя в одиночестве на улице. Чтобы занять себя, мальчик ногтем выцарапывал разные фигуры на старом картоне, а к шести годам освоил карандаш и бумагу. 

В 18 лет Эсреф начал рисовать пальцами - сначала на бумаге, затем по холсту масляными красками. В настоящее время большинство своих работ он выполняет с помощью быстросохнущего акрила. Эсреф никогда не различал на глаз оттенки цвета, света и тени, но выбирает для своих картин яркие сочные краски, изображая цветы, птиц и животных. Хотя и не знает, как они выглядят: он всю жизнь живёт во тьме…

Его работы выставлялись на многочисленных выставках в Италии, Голландии, Чехии и Китае. В 2004 году Эсрефа обследовали в Гарвардском университете Бостона, где выявили при помощи МРТ, что часть подкорки его головного мозга, отвечающая за визуальные образы, во время рисования была оживлена, как у зрячих людей.