Этика общения с незрячими

 Уважаемые друзья и гости портала!

Наши рекомендации по этике общения адресованы всем, кто в силу тех или иных обстоятельств, постоянно или же изредка - не важно, общается с незрячими людьми, оказывает им помощь и поддержку. Многолетний опыт работы с людьми, имеющими ограничения зрения, показывает, что помощь нужна не только незрячему, но и его родственникам, близким, коллегам по работе. Ведь от них во многом зависит, как будут чувствовать себя в окружающем мире люди, лишенные зрения. Их адаптация к окружающей обстановке и образу жизни зрячих возможна лишь тогда, когда между ними есть понимание, а также своевременная и соизмеримая помощь со стороны зрячих, которая способствует развитию самостоятельности и свободы. Знание психологической ситуации незрячего человека, понимание его проблем общения с миром, который он воспринимает тактильно и на слух, позволят ему открыто идти на контакт.
Опираясь на опыт практической работы с незрячими, беседы с ними, мы расскажем в этом разделе о том, как следует оказывать им не только необходимую, но и действенную помощь.

Кроме того, обширным фондом методических и информационных изданий, включающим плоскопечатные книги, аудио- и видеоматериалы, затрагивающие вопросы этики и психологии общения с людьми, имеющими полную или частичную потерю зрения, располагает Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих (НОСБ). В частности, в некоторых  видеофильмах демонстрируется опыт работы реабилитационных служб зарубежных стран: "Сейчас я вижу, а сейчас - нет" (США), "Информационные технологии - путь для людей с нарушением зрения" (США), "Ваша жизнь продолжается" (Германия), "Основные навыки по ориентации и мобильности" (Австралия) и др. В 2011 году видеофонд был пополнен фильмом «Школа безбарьерных выборов». В нем представлен опыт работы Избирательной комиссии Новосибирской области в партнерстве с НОСБ по созданию безбарьерной среды для избирателей с ограниченными возможностями здоровья. Проведенные тренинги помогли волонтерам (новосибирским школьникам и студентам) освоить основные приёмы и методы сопровождения людей, имеющих физические и сенсорные ограничения возможности здоровья, во время кампаний по выборам депутатов Государственной думы Федерального собрания России (4 декабря 2011 года) и Президента России (4 марта 2012 года). Познакомиться  с видеофондом специальной библиотеки можно по предварительной договоренности, телефон (383) 224-54-38, контактная персона - Александра Николаевна Толочкина, начальник отдела информационных и методических ресурсов НОСБ.

Общие правила этикета при общении с людьми, имеющими плохое зрение, и незрячими

1. Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
2. Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили.
3. Заходя в помещение, опишите коротко, что находится вокруг. Например: "В центре зала, примерно в шести шагах от вас, стоит стол." Или: "Слева от двери, как заходишь, – кофейный столик." Обратите внимание на наличие бьющихся предметов. Предупреждайте о препятствиях в комнатах (ступенях, низких притолоках) и на улицах (лужах, ямах, трубах и т.п.).
4. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что не всем это нравится. Делитесь увиденным.
5. Не отнимайте и не стискивайте трость человека.
6. Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
7. Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
8. Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «стакан находится где-то там на столе», «это поблизости от вас...». Старайтесь быть точным: «стакан посередине стола», «стул справа от вас». Постарайтесь максимально облечь в слова мимику и жесты.
9. Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
10. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не заводите его руки назад – ему это неудобно.
11. При общении с группой слепых и слабовидящих не забывайте каждый раз называть того, к кому обращаетесь.

Оказание помощи в качестве сопровождающего

• Чтобы сопровождать незрячего, надо знать свою роль и какие виды помощи нужны ему со стороны сопровождающего.
• Необходимо мягко и тактично сообщать незрячему о различных препятствиях, которые фиксируются только зрением и обращать его слухо- двигательное, обонятельно- двигательное, осязательно- двигательное внимание на различные ориентиры.
• Зрячий помощник бывает очень нужен при выборе одежды, т.к человеку без зрения самостоятельно трудно оценить, идет ему тот или иной фасон или цвет.
• Когда вы идете с незрячим, сгибайте руку в локте, чтобы он мог взять вас под руку. Не прижимайте руку к себе и не держите крепко за кисть, незрячий в таком случае чувствует себя как привязанный.
• Когда вы идете с инвалидом по зрению, предупреждайте его о препятствиях на пути. Можно немного приостанавливаться или предупредить словами.
• Спросите человека, которого вы сопровождаете, как его предупреждать о препятствиях, так скорее вы найдете общий язык и ходить вместе станет легко и удобно.
• В общественном транспорте предложите незрячему сесть, если есть место, положив его руку на спинку сиденья. Не надо уговаривать сесть или усаживать силой.
• Покажите незрячему поручень, за который он может держаться
• В магазине, если слепой хочет выбрать покупку, назовите по очереди все виды интересующего его товара, их цену, качество, внешний вид. Если товар можно посмотреть руками, дайте его незрячему в руки, называя каждый вид, чтобы он мог получить представление о форме, размерах, качестве товаров.

При подготовке материалов использовалась брошюра «Навстречу незрячему», подготовленная научными сотрудниками Института коррекционной педагогики Российской академии образования.

Предлагаем также вашему вниманию аудиозапись одной из глав книги А.П. Графова «Записки слепого». В этой главе Анатолий Петрович делится своими наблюдениями о взаимодействии слепых и зрячих людей, размышляет о сложившихся стереотипах в отношении незрячих.