Инклюзивное образование

В настоящее время в Новосибирской области проживает почти 25 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе 7400 – это дети-инвалиды. Более половины (68%) детей школьного возраста с ОВЗ обучаются инклюзивно.

Инклюзивное образование подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся (воспитывающихся) в общеобразовательных организациях совместно со своими сверстниками. Целью инклюзивного образования является создание условий для обеспечения доступности, качества образования и полноценной социализации всех обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью. 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. №1598 - «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта...». Стандарт вступил в действие 1 сентября 2016 года. В настоящее время Стандарт проходит апробацию в 24 регионах на базе 115 школьных площадок. Согласно Стандарту, реализация адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

В Новосибирской области концепцией инклюзивного подхода к обучению школьников охвачено несколько ступеней образования – от дошкольного до профессионального. Инновационный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» реализуется в  регионе с 2011 года.  

18 апреля апреля 2016 года на заседании Правительства Новосибирской области была утверждена Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годыКонцепция разработана для обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся, выработке единой методологической основы инклюзивного образования, создания целостного правового поля инклюзивного образования, распространения доступных практик инклюзивного образования. Документом определены основные понятия инклюзивного образования, предпосылки, принципы и стратегические направления его развития  в Новосибирской области.

Сегодня в регионе сложилась система психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которая включает в себя ГБУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования» и 10 его филиалов в муниципальных образованиях Новосибирской области; 29 отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы; 247 дошкольных образовательных организаций с группами комбинированной и компенсирующей направленности, расположенных на территории Новосибирской области; 11 консультативных пунктов для родителей, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в семье; многое другое. Реализация государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» позволила создать в Новосибирской области необходимые условия для совместного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью и детей, не имеющих нарушений здоровья в 53 общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области. Продолжает совершенствоваться система профессиональной подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников Новосибирской области, включенных в систему образования детей с ОВЗ и инвалидностью. 

С перечнем общеобразовательных учреждений, участвующих в инновационном региональном проекте «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», можно познакомиться здесь.