Мемориальные храмы и часовни

Храм Христа Спасителя в Москве

Главный памятник Отечественной войны, крупнейший православный собор России – Храм Христа Спасителя – был построен в Москве.
12 октября 1817 года была произведена закладка храма. Начались подготовительные работы по его возведению, но затем были остановлены.
Сооружение храма возобновилось в 30-е годы XIX века. Место для постройки выбрали на Алексеевском холме.
В плане храм представлял собой равноконечный крест, называемый также греческим. Главный алтарь храма посвящен Рождеству Христову, приделы – святителю Николаю Чудотворцу и святому благоверному князю Александру Невскому. В 1846 году был возведен свод главного купола, а через три года завершились работы по облицовке храма. Тогда же начали устанавливать металлическую кровлю и главы.

В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду. Для позолоты глав, крестов и балюстрад крыши потребовалось 422,2 кг золота, а меди ушло 176 тонн. На колокольнях висело 14 колоколов, самый большой из них весил 27 тонн.
В 1881 году закончились работы по внутренней росписи храма. Нижняя часть стен была украшена мрамором и мозаиками.
Главный иконостас храма, посвященный Рождеству Христову, представлял собой восьмигранную часовню, сделанную из белого мрамора, с орнаментом и инкрустацией из различных пород мрамора, увенчанную позолоченным бронзовым шатром. 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма.
13 июля 1931 года на заседании ВЦИК СССР было принято решение «площадь храма Христа избрать местом для строительства Дворца Советов со сносом самого храма». Это решение было подготовлено в рамках проекта реконструкции Москвы. 5 декабря 1931 года храм был взорван. Но планы по возведению памятника коммунистической идеологии были нарушены Великой Отечественной войной.
В 2000 году Храм Христа Спасителя был полностью восстановлен и освящен.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском монастыре

с. Семеновское Можайского района Московской области

На север от известного всему села Бородино лежит село Семеновское, в котором расположен Спасо-Бородинский женский монастырь, основанный М.М. Тучковой на предполагаемом месте гибели ее мужа – генерала А.А. Тучкова – в 1812 году.
Спасо-Бородинский монастырь стал первым памятником в России героям Бородинской битвы и в настоящее время является одним из крупнейших воинских мемориалов в нашей стране. Он был создан по инициативе русской женщины и главным образом – на средства женщин и престарелых родителей в память о погибших мужьях, женихах, братьях и сыновьях. Он является символом неисчерпаемого доброго начала, редчайшего мужества и силы духа русских женщин, сломить которые – благодаря православию – не могут никакие удары судьбы. Об этом свидетельствует жизнь игуменьи Марии (Маргариты Михайловны Тучковой) – первой игуменьи Спасо-Бородинского монастыря.
Спасо-Бородинский монастырь является не только памятником героям Бородинской битвы 1812 года, но и памятником любви и верности русских женщин своим мужьям – достойным россиянам, защитникам и патриотам Отечества.

Проект Собора Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском монастыре был заказан известному московскому архитектору М.Д.Быковскому. Строительство началось в 1851 году. Собор Владимирской Божией Матери был освящен в 1859 году.
Владимирский собор – это объемное, высокое строение из кирпича с декором из белого камня. В его архитектуре объединены приемы классицизма и византийского стиля. Он сделан крестообразным в плане, строго симметричным, центрическим. К основному кубу объема с четырех сторон примыкают одинаковые полукруглые боковые пространства; в восточной полусфере устроен алтарь. С трех остальных сторон к полусферам пристроены легкие четырехугольные крыльца с арочными проемами.
Собор пятиглавый. Боковые главки расставлены по углам, далеко от центральной главы, на четырехугольных башенках с узкими высокими окнами. Они как бы уравновешивают центральный световой барабан, на который водружен вытянутый кверху купол.
Нижняя часть его стен лишена окон, это позволило создать в нижнем ярусе целостную картину из росписей и икон.
В храме на стенах алтаря частично сохранилась живопись академической школы.

Храм-часовня Архистратига Божия Михаила в Филях

1 сентября 1910 года, в годовщину совета в Филях, на средства московского общества хоругвеносцев рядом с Кутузовской избой была заложена часовня архистратига Михаила, освященная в честь небесного хранителя русской армии и в память именин полководца.
Архитектор Н. Литвинов создал ее в историческом русско-византийском стиле, богато украшенной красным кирпичным декором и мозаикой, но с отступлением от канонов, так как часовня имела мемориальный характер. Она называлась музеем-часовней, поскольку при ней имелось отделение для мемориала в честь полководца. Этот музей был посвящен лично Кутузову и стал его первым именным музеем в России.
Часть экспонатов перенесли из Кутузовской избы, другие музеи предоставили подлинные вещи 1812 года, образцы мундиров, оружия, а потомки полководца передали его личные вещи. «Гвоздем» экспозиции стал походный экипаж Кутузова, на котором он в августе 1812 года прибыл в действующую армию и разъезжал по полям сражений вплоть до 1813 года.

В ноябре 1920 года часовня по просьбе местных жителей была превращена в храм архангела Михаила, который стал для них приходским.
Однако в марте 1930 года Моссовет решил удовлетворить просьбу рабочих о закрытии церкви и передачи его здания под столовую. Вместе с ней закрыли и музей М.И. Кутузова. Храм закрыли, его купол снесли. Неизвестно, что последовало бы дальше, если бы не выдающийся архитектор-реставратор П.Д. Барановский, входивший в экспертную комиссию по оценке памятника. Он остановил варварское разрушение. Позднее здесь обосновался рабочий клуб, затем здание было передано в ведение Министерства финансов СССР, а на закате советской эпохи – коммерческому предприятию «Удача».
В 1994 году часовню вернули Русской Православной Церкви. На средства прихожан и благотворителей нишу алтарной апсиды снаружи украсила мозаичная икона архангела Михаила в византийском стиле, в согласии с архитектурным образом храма.

Саввино-Сторожевский Звенигородский ставропигиальный мужской монастырь в Звенигороде Московской области

История Саввино-Сторожевского монастыря – этой древней, с более чем 600-летней историей, церкви связана с именами четырех реальных исторических личностей, причисленных Русской православной церковью к лику святых. Это устроитель монастыря Савва Сторожевский (Звенигородский), монах-иконописец Андрей Рублев, митрополит Московский Филарет, великая княгиня Елизавета Федоровна.
Монастырь был основан в 1398 году и построен в 1399-1407 гг. по желанию звенигородского князя Юрия – крестника Сергия Радонежского и младшего сына великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского. Духовником князя Юрия Звенигородского был один из первых учеников Сергия Радонежского – Савва (названный позже Звенигородским, или Cторожевским).

Центром архитектурного ансамбля Саввино-Сторожевского монастыря является собор Рождества Богородицы. Стоящий, как и положено главному сооружению, на самом высоком месте обители, он представляет собой однокупольный храм, выстроенный в древнерусских традициях. Здание украшено тремя поясами ажурной резьбы и является образцом раннемосковского зодчества. В соборе сохранились фрагменты фресок XV века, авторство которых приписывается художникам круга Андрея Рублева, а также росписи стен и потолка, выполненные в XVII веке Степаном Рязанцем. В середине XVII века к собору пристраивается Саввинский придел, сводчатые галереи и ризница. Украшением собора является пятиярусный иконостас, 57 сохранившихся икон которого были изготовлены по личному заказу царя Алексея Михайловича.
В храме находятся особо почитаемые и чудотворные образы: икона святого великомученика и целителя Пантелеймона, икона Царственных страстотерпцев; представлен для поклонения ковчег с частицей камня Гроба Господня и частицами мощей святых угодников.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Закладка храма произошла 27 августа 1801 года. Строительство было окончено в 1811 г.
Казанский собор является памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда были доставлены военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов.
Гонения на церковь, начавшиеся после революции 1917 года, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950–1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963–1968 годах – фасадов.
Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест.
Полное освящение Казанского собора состоялось 29 марта 1998 года.
В 2000 году собор получил статус кафедрального.

Перед северным фасадом развернулась грандиозная колоннада из 96-ти колонн. Звонница расположена в западном крыле колоннады. Концы колоннады закреплены монументальными портиками. До настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.
Фасады собора облицованы серым пудожским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями. В интерьере из барельефов уцелели всего два: «Несение креста» Ф.Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж.Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.
Иконостас главного придела в 1834–1836 годах был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.
 

Александро-Невский собор в Екатеринбурге

Александро-Невский собор – действующий православный храм в Екатеринбурге, расположен на территории Ново-Тихвинского женского монастыря.
Храм был задуман в 1807 году в честь Императора Александра I и во имя его небесного покровителя – святого благоверного князя Александра Невского. После утверждения проекта монастыря и окончания войны 1812 года храм был заложен в 1814 г. в память победы в Отечественной войне 1812 года. Будущий собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского был заложен 26 июня 1838 года как каменный трёхпрестольный. Построен в стиле классицизма архитектором М.П. Малаховым в 1848 году. Включает главный (срединный) храм во имя благоверного князя Александра Невского; северный (левый) придел возведен во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, южный (правый) придел возведен в честь Воскресения Христа Спасителя.

Новое здание было заложено в 1838 году. Главный храм во имя благоверного великого князя Александра Невского освящен 21 сентября 1852 г.
Левый предел во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, освящен 8 июня 1853 года. Правый придел в честь Воскресения Христова освящен 23 мая 1854 г. На колокольне имеется лишь один малый колокол для повестки. С 1811 года в соборе находились частицы мощей 19 святых, вложенные в серебряную раку. В 1921 году, после закрытия монастыря, собор стал приходским, а в 1930 – закрыт. В 1942 г. собор капитально перестроен и в дальнейшем использовался как военный склад. С 1961 г. здесь находится хранилище фондов краеведческого музея. В 1992 г. верующим возвращен первый этаж, и приходской общиной начато богослужение. С 1994 г. здание храма вновь стало монастырским собором.

Воскресенский собор в Арзамасе

Воскресенский собор был построен в 1814–1842 годах в честь победы в войне 1812 года по проекту архитектора М.П. Коринфского.
Здание имеет форму греческого креста. Длина и ширина здания равны. На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты. Собор имеет пять куполов сферической формы, четыре портика, опирающиеся в совокупности на 48 колонн.
Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи А.С. Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными.

Все пять иконостасов обрамлены огромными деревянными колоннами с капителями, украшенными пилястрами с изящной резьбой. Алтарные врата главного престола украшены иконами Спасителя и Богоматери, которые изображены восседающими на царских тронах, в белых одеждах, с коронами на главах.
Главный престол в честь Воскресения Христова был освящен в 1840 году. Остальные приделы, освящались последовательно в 1832,1833, 1834 и 1842 годах.
В 1932 году собор был закрыт и превращен в музей атеизма. В 1943 году, во время Великой Отечественной войны, по многочисленным просьбам верующих собор был возвращен Русской Православной Церкви.

Часовня Иверской иконы Божией Матери в Томске

В 50-е годы XIX-го века на народные пожертвования была возведена часовня Иверской иконы Божией Матери в Томске. Эта часовня строилась как память о павших воинах 39-го Томского пехотного полка, принимавшего участие в сражениях Отечественной войны 1812 года и Крымской войны1853–1856 гг. При защите Севастополя в 1854 году полк был награжден Георгиевским Знаменем.
Каменная часовня-памятник Иверской иконы Божией Матери была построенав 1854–1856 годах на месте прежнего деревянного Богоявленского храма. После Октябрьской революции в 1920 году здание часовни было национализировано и затем передано в пользование общине верующих, а позднее, в 1930-е годы, было закрыто и разрушено.
В 1997 году полуразрушенное здание было возвращено Русской Православной Церкви. 26 января 2003 года состоялось освящение часовни. В алтаре собора размещено Распятие с частицей Креста Господня.

Часовня Иверской иконы Божией Матери в Томске возводилась по чертежам одноименной часовни у Иверских ворот в Москве. Она представляет собой кирпичную однокупольную часовню в стиле классицизма. Декоративное оформление кровли, водостоков и водосточных труб было восстановлено по фотодокументам. Но, в отличие от первой часовни, на фасадах восстановленного храма нет изображений святых угодников, и крыша окрашена в голубой, а не в зелёный цвет. Купол Томской Иверской часовни венчает бронзовая скульптура Ангела-Хранителя России.
Томичи называли Иверскую часовню духовными вратами города. Ее название происходит от древней чудотворной иконы Богородицы, явившейся в Иверском монастыре на Афоне (над вратами в обитель) и поэтому именовавшейся «Вратарницей».