Доступные выборы

Методика

взаимодействия избирательных комиссий Новосибирской области с органами социальной защиты населения Новосибирской области по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями

 УТВЕРЖДЕНА
решением  избирательной комиссии Новосибирской области
от 26.05.2011 № 66/746

 1. Общие положения

1.1. Методика взаимодействия избирательных комиссий Новосибирской области с органами социальной защиты населения Новосибирской области по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями (далее Методика) разработана в целях оказания содействия избирательным комиссиям различного уровня в обеспечении реализации избирательных прав граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями и создания единого механизма взаимодействия  указанных органов.

 1.2. Правовой основной разработки Методики являются:

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законы Новосибирской области  о выборах и референдумах;

нормативные и правовые акты ЦИК РФ;

нормативные и правовые акты, регламентирующие деятельность органов социальной защиты;

рекомендации по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и выборов Президента Российской Федерации (Выписка из протокола ЦИК РФ от 11.07.2007 № 20-4-5);

решение избирательной комиссии Новосибирской области от 26 мая 2009 года № 97/659 «О Плане взаимодействия избирательной комиссии Новосибирской области с региональными организациями общероссийских общественных организаций инвалидов на 2009-2011 годы».

 2. Принципы взаимодействия

2.1. Самостоятельность в реализации собственных задач и полномочий при выработке форм и методов взаимодействия по обеспечению прав избирателей с ограниченными физическими возможностями.

2.2.  Согласованность в принятии решений при осуществлении возложенных задач по реализации избирательных прав граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями.

2.3. Проведение совместных консультаций по вопросам входящим в компетенцию каждой из сторон.

2.4. Обязательность исполнения достигнутых в ходе совместных действий договоренностей.

2.5. Принятие решений в интересах лиц с ограниченными физическим возможностями.

 3. Организационные формы взаимодействия

3.1. Избирательная комиссия Новосибирской области создаёт Рабочую группу по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями из числа членов комиссии с правом решающего голоса и сотрудников аппарата избирательной комиссии Новосибирской области с привлечением в её состав представителей органов социальной защиты исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, представителей общественных организаций инвалидов и ветеранов.

3.2. Территориальные избирательные комиссии создают и организуют Рабочие группы по обеспечению избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями, разрабатывают и утверждают Положения о такой Рабочей группе.

3.3. При взаимодействии соответствующих избирательных комиссий и органов социальной защиты населения по обеспечению реализации избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями возможно заключение Соглашения о взаимодействии между конкретной избирательной комиссией и соответствующим органом соцзащиты, в котором предусматривается  порядок взаимодействия по вопросам обеспечения избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями, в том числе порядок обмена информацией и формирования совместных рабочих групп, порядок проведения правового обучения указанных граждан и др. (в зависимости от территориальных и иных условий).

3.4. При формировании участковых избирательных комиссий при необходимости возможно включение в их состав представителей органов социальной защиты населения, в порядке установленный законом.

 4. Порядок и формы взаимодействия

4.1. Организация работы по получению (уточнению) сведений об избирателях, являющихся инвалидами, включенных в списки избирателей на соответствующей территории:

4.1.1. Избирательная комиссия Новосибирской области своевременно извещает Министерство социального развития Новосибирской области о предстоящей избирательной кампании, утверждает форму сведений и запрашивает сведения о гражданах с ограниченными физическими возможностями.

4.1.2. Избирательная комиссия Новосибирской области ежегодно (к 1 февраля и к 1 августа) запрашивает в министерстве социального развития Новосибирской области сведения о количестве граждан, являющихся инвалидами (в соответствии с рекомендательным письмом Минздравсоцразвития России в адрес руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющих функции по социальной защите населения, об оказании всестороннего содействия избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в организации работы по получению (уточнению) сведений о количестве инвалидов, включенных в списки избирателей на соответствующей территории, исх. № 18-4/801 от 16.03.2009).

4.1.3.Указанные сведения, полученные из министерства социального развития Новосибирской области, избирательная комиссия Новосибирской области направляет в соответствующие территориальные избирательные комиссии.

4.1.4. Сведения о количественном и качественном составе лиц с ограниченными возможностями, полученные от избирательной комиссии Новосибирской области, территориальные избирательные комиссии уточняют, в том числе на основе сведений отделов социальной защиты населения и здравоохранения, и формируют списки граждан по категориям ограничений: незрячие и слабовидящие (нетранспортабельные  из числа слепых), глухие и слабослышащие, с нарушением опорно-двигательного аппарата (колясочники и нетранспортабельные).

 

4.1.5. При формировании списка граждан с ограниченными физическими возможностями территориальными избирательными комиссиями учитываются сведения Центральных районных больниц (ЦРБ) и специализированных пансионатов для престарелых и инвалидов. Также учитываются списки данной категории граждан, зарегистрированных в организациях инвалидов, действующих на территории Новосибирской области таких как: Всероссийского общества глухих, «Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых», «Всероссийского общества инвалидов».

4.1.6. В формируемых списках граждан с ограниченными физическими возможностями, кроме фамилии, имени, отчества, указываются следующие данные: дата рождения, адрес места жительства и адрес постоянного пребывания (в случае если адреса не совпадают), группа инвалидности, контактный телефон, сведения о желании проголосовать вне помещения для голосования либо в помещении для голосования избирательного участка по прилагаемой форме (прилагается).

4.1.7. После объявления выборов территориальные избирательные комиссии формируют списки данной категории избирателей для всех участковых избирательных комиссий на соответствующей территории для организации дальнейшей работы с такими избирателями.

 4.2. Оборудование избирательных участков:

 4.2.1. Территориальные избирательные комиссии совместно с органами социальной защиты населения проводят мониторинг доступности среды жизнедеятельности граждан с ограниченными физическими возможностями в части, касающейся реализации их избирательных прав, обобщение полученных данных, направление их в органы местного самоуправления для принятия соответствующих решений.

 4.2.2. В случае если вход в здание, где расположено помещение для голосования, не оборудован специальными приспособлениями для входа избирателей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов-колясочников), инвалидов по зрению, территориальные избирательные комиссии обращаются  в органы местного самоуправления, территориальные органы социальной защиты населения со своими рекомендациями об установке поручней, настилов, пандусов, тактильных указателей и т.д. (возможно, временных).

4.2.3. Территориальные избирательные комиссии формируют заявку на технологическое оборудование и инвентарь (трафареты для голосования, лупы, линейки и т.д.), необходимые для участия избирателей с ограниченными физическими возможностями в голосовании и направляют её в избирательную комиссию Новосибирской области.

 

4.3. Организация информационно-разъяснительной работы:

4.3.1. Территориальные и участковые избирательные комиссии осуществляют информирование избирателей с ограниченными возможностями регулярно и с повышенным информационным обеспечением. Цель, которая преследуется при этом: вывести избирателей с ограниченными возможностями из социальной пассивности и вынужденной изоляции.

4.3.2. Избирательные комиссии при организации информирования данной категории избирателей используют возможности отделов социального обслуживания населения администраций муниципальных образований и городских округов, районных управлений Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области, территориальных органов министерства социального развития Новосибирской области – отделов пособий и социальных выплат районов (городов) области и города Новосибирска,  районных общественных организаций инвалидов, организуют работу с библиотеками: центральной библиотечной системой, районными и межпоселенческими  библиотеками, отделениями Новосибирской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих.

4.3.3. Избирательные комиссии направляют информационные материалы о проводимых выборах и их участниках (политических партиях и кандидатах) в отделы социального обслуживания населения, районные управления Отделения  Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области, территориальные органы министерства социального развития Новосибирской области – отделы пособий и социальных выплат районов (городов) области и города Новосибирска, районные общества инвалидов, учитывая, что они являются местами постоянного присутствия избирателей с ограниченными возможностями и используя возможность одновременного компактного присутствия избирателей данной категории.

4.3.4. Организуя работу с библиотеками, представляющими центральную библиотечную систему, избирательные комиссии выстраивают ее по принципу организации областных и районных конкурсов, одним из критериев оценки которых является максимальное информирование граждан с ограниченными физическими возможностями.

4.3.5. Избирательные комиссии в работе с библиотеками особое место должны уделять взаимодействию с Новосибирской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих и её отделениями.

Данной библиотекой совместно с избирательной комиссией Новосибирской области по плану реализации совместных мероприятий разрабатываются и издаются материалы информационного и методического содержания для различной категории выборов в специальных форматах для избирателей с нарушением зрения: рельефно-точечном, крупно-шрифтовом, аудио. Кроме того, указанная информация своевременно размещается на доступном для граждан с нарушением зрения интернет-ресурсе - портале «Незримый Новосибирск».

4.3.6. Избирательные комиссии совместно с общественными организациями инвалидов  готовят информационные издания о порядке выдвижения кандидатов, о порядке и способах голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями (с учетом категории инвалидности гражданина), готовят аудио ролики для незрячих и слабовидящих избирателей, разъяснительные видеоматериалы и др.

 4.3.7. Избирательные комиссии передают информацию о подготовке к выборам соответствующего уровня и имеющихся возможностях голосования для избирателей с ограниченными физическими возможностями в органы социальной защиты населения, общественные организации и совместно с ними доводят её до сведения социально неактивных избирателей данной категории граждан и пропагандируют указанную деятельность.

4.3.8. Участковые избирательные комиссии лично (поквартирно, подомно) собирают сведения об избирателях, изъявивших желание проголосовать на дому, используя сведения, поступившие от органов социальной защиты населения. 

4.4. Проведение совместных мероприятий:

4.4.1 Территориальные избирательные комиссии разрабатывают до начала избирательной кампании мероприятия по обеспечению избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями и согласовывают их с органами соцзащиты.

4.4.2. Территориальные избирательные комиссии приглашают на свои заседания для рассмотрения вопросов, касающихся обеспечения избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями, представителей органов социальной защиты населения.

4.4.3. Территориальные избирательные комиссии направляют своих представителей для участия в проводимых органами соцзащиты совещаниях, конференциях по вопросам реализации избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями.

4.4.4. В период избирательной кампании и в межвыборный период территориальная избирательная комиссия при участии органов социальной защиты и содействии общественных организаций проводит правовое обучение избирателей с ограниченными физическими возможностями, организуя для них лекции, семинары, круглые столы, информационные часы, общественные слушания и т.д.

 4.4.5. Территориальная избирательная комиссия при организации обучения членов участковых избирательных комиссий предусматривает специальные темы, связанные с особенностями подготовки ко дню голосования и организацией голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями, а также привлекает к обучению работников органов социальной защиты, общественных организаций, учитывая их рекомендации по организации работы с отдельными категориями инвалидов.

4.4.6. Территориальная избирательная комиссия совместно с органами социальной защиты организует проведение обучающих семинаров, иных мероприятий с социальными работниками, которые будут задействованы в информировании о выборах обслуживаемых ими (в том числе и на дому) инвалидов.

 5. Обеспечение процесса голосования избирателей, являющихся инвалидами

5.1. Участковые избирательные комиссии обеспечивают голосование вне помещения для голосования на основании письменных заявлений избирателей с ограниченными физическими возможностями.

 5.2. Участковая избирательная комиссия по просьбе избирателя с ограниченными физическими возможностями, при содействии органов социальной защиты, оказывает помощь в получении открепительного удостоверения (работник органа соцзащиты может выступать в качестве представителя избирателя, избирателю может быть предоставлено социальное такси и т.п.).

 5.3. Участковая избирательная комиссия при выявлении желания избирателя с ограниченными физическими возможностями, проголосовать в помещении для голосования определяет необходимость предоставления в таких случаях специального автотранспорта. Направляет собранные сведения в территориальную избирательную комиссию, которая совместно с органами социальной защиты организует в день голосования работу социального такси либо направление в данную участковую избирательную комиссию специально оборудованного транспорта.

 5.4. Участковая избирательная комиссия при проведении голосования вне помещения для голосования составляет сведения об избирателях, которым необходима помощь другого лица для встречи членов комиссии либо заполнения избирательного бюллетеня (находящиеся на соцобслуживании одиноко проживающие, ограниченные в движении, имеющие нарушения зрения и др.). По просьбе такого избирателя по согласованию с органами социальной защиты в день голосования может быть организовано дежурство на дому социального работника.

 5.6. В день голосования на избирательном участке члены участковых избирательных комиссий, социальные работники могут оказывать содействие инвалидам по их просьбе в ознакомлении с информацией о политических партиях, наименования которых включены в избирательный бюллетень, о зарегистрированных кандидатах, в том числе с информацией, изготовленной специально для незрячих и слабовидящих избирателей, а также  предоставить необходимый инвентарь, сопроводить их до кабины для тайного голосования, стационарного ящика для голосования, организовать помощь при входе и выходе из здания, в котором расположено помещение для голосования избирательного участка, и т.д.

 5.7. В день голосования территориальная избирательная комиссия совместно с органами социальной защиты населения на избирательных участках, на которых предполагается участие в голосовании значительного количества избирателей с ограниченными физическими возможностями, организует, в случае необходимости, работу сурдопереводчиков, социальных работников, медицинского персонала.        

Приложение к Методике

Форма  списка граждан с ограниченными физическими возможностями  

 

 

 

п/п

 

ФИО

 

Дата

 

рождения


Адрес

 

 

Группа инвалидн.


Распределение по категориям ограничения

 

Номер

 

конт.

 

телефона

 

Голосование вне помещения для голосования либо в помещении для голосования

 

регистрации по месту жительства

 

постоянного или преимуществ. проживания

 

нарушения опорно-двига-тельного аппарата

 

незрячие и слабо-видящие

 

глухие

 

и слабо-

 

слышащие