200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года

«ЗА ОТЕЧЕСТВА СПАСЕНИЕ С ИМЕНЕМ ТВОИМ» – СУММА СИЛ, СТАВШАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

2012 год был объявлен Годом российской истории. Одна из важнейших его памятных дат – 200-летие победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне живущее поколение по-новому открывает для себя масштаб и значение великого подвига народа, отстоявшего Россию в кровопролитной и жертвенной войне. Быть сопричастным к значимым событиям своей страны – естественное внутреннее стремление любого человека. Вместе с тем, рядом с нами живут тысячи людей, для которых ограничения зрения превратились в информационные барьеры.

Новосибирская областная специальная библиотека выступила инициатором историко-культурного проекта "За Отечества спасение с именем Твоим". В 2012 году проект был реализован в шести регионах Российской Федерации: г. Москве; Московской области; Нижегородской, Новосибирской, Свердловской, Томской областях.
Проект продемонстрировал исключительную ценность профессиональных и человеческих связей, обеспечивших продуктивное сотрудничество партнеров. Высокая репутация Российской библиотечной ассоциации, поддержавшей замысел межрегиональной работы, позволила собрать уникальный состав участников.
Чрезвычайно важным результатом проекта стало подтверждение возможности реализации социальных инициатив на основе объединения усилий многих учреждений и организаций.
Признание ценности адресной духовно-просветительной работы позволило преодолеть межведомственные, межсекторные границы, барьеры больших расстояний. Высокое качество и социальная востребованность продукта – прямой итог сотрудничества федеральных, региональных, муниципальных, специальных, школьных библиотек. В составе участников три федеральных библиотеки (Российская государственная библиотека для слепых, Государственная публичная историческая библиотека России, Государственная общественно-политическая библиотека); четыре центральных библиотеки регионов (Московская областная государственная научная библиотека им. Н.К. Крупской, Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И. Ленина, Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского, Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина); три специальных библиотеки регионов (Нижегородская государственная областная специальная библиотека для слепых, Свердловская областная специальная библиотека для слепых, Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих); Муниципальная информационная библиотечная система г. Томска; библиотеки четырех специальных (коррекционных) школ III-IV вида (г. Верхняя Пышма, г. Нижний Новгород, г. Томск, г. Новосибирск); библиотека детского дома слепоглухих (г. Сергиев-Посад). Необходимыми и значимыми участниками проекта стали Музей-панорама «Бородинская битва» (г. Москва) и Нижегородский областной центр социально-трудовой и психологической реабилитации инвалидов по зрению «Камерата».
Сложившийся вектор профессиональных и творческих сил задал координаты актуального поля деятельности: духовно-просветительские ресурсы как часть современной безбарьерной информационной среды. На каждом этапе проекта работа его коллектива не только открывала новые ресурсы социального служения, но и меняла мировоззрение вовлеченных в сотрудничество людей. Объективно достигнут и предъявлен главный результат продолжительной междисциплинарной работы: создан многоформатный инструментарий, позволяющий фокусной группе пользователей приобретать новые знания и выходить на духовный уровень их осмысления. Менее заметным, но не менее значимым стал особый вклад в самих участников работы. Это вклад в их новое мировоззрение как основы настоящих и будущих социальных преобразований. Многие специалисты библиотечного дела, педагоги, деятели православного просвещения впервые глубоко восприняли ценности независимой жизни человека с физическими ограничениями, а главное – увидели и освоили реальные способы доступа этих людей к информации, образованию, ценностям культуры.
Центральной составляющей результата, объединившей усилия всех участников, стал аудиотактильный комплекс (см.
фотоприложение). Технические решения в его основе согласованно используют несколько форматов представления и носителей информации. Очевидно, что это в значительной степени определило логику взаимодействия специалистов и экспертов из нескольких предметных областей. Организационная структура и рабочие коммуникации опирались на опыт сетевых проектов, выполненных ранее. На подготовительном этапе были сформированы и утверждены творческие группы по двум основаниям – регионально-географическому и предметно-технологическому. Характерной особенностью подобной работы становится высокий уровень ответственности и широкие полномочия самоуправления различных звеньев. Практика показала, что самые популярные аудиотактильные комплексы создаются специалистами, представляющими различные регионы. И в новой работе особое место заняли краеведческие материалы, раскрывающие о сибирских, уральских, нижегородских полках и народном ополчении.
Три многоформатных пособия, одновременно использующие аудио-, рельефно-графический, рельефно-точечный и крупношрифтовой форматы, содержательно отразили три главных темы проекта:православные храмы-памятники, связанные с победой 1812года; армии и вооружение в Отечественной войне 1812 года; заочная экскурсия по Музею-панораме «Бородинская битва». Пособия имеют целостное дизайн-решение и привлекательное художественное оформление, что позволяет их широко использовать в смешанных аудиториях в условиях совместного изучения как незрячими и слабовидящими людьми, так и пользователями с нормальной функцией зрения.
Значимой новацией проекта выступила современная технология записи аудиоматериалов со сложной логической структурой. Международный открытый стандарт DAISY (Digital Accessible Information System) позволяет создавать аудио-гипертексты с особыми потребительскими качествами. Новый формат дает возможность читателю использовать контент на шести логических уровнях; оперативно выбирать интересующий раздел; устанавливать закладки и перемещаться по ссылкам; копировать цитаты; многое другое. Все это было недостижимо в цифровых форматах предшествовавших поколений. Именно в рамках проекта впервые в России был создан аудиодокумент историко-культурного характера в цифровом формате 21-го века. Аудиоприложение включает десятки литературных, музыкальных, справочных, иллюстративных фрагментов. 250 аудиофайлов размещены на двух дисках. Общая продолжительность их звучания составляет более 15 часов. Первый диск открывают три музыкально иллюстрированные аудиобеседы, соответствующие главным темам проекта, от каждой из них возможен переход по логическим уровням к другим речевым фонограммам. Второй диск использует материалы российского internet-сегмента: трансляции радиопередач, аудиолекции, фонограммы телевизионных сюжетов. Жанровое разнообразие на этом диске продолжают исторические маршевые мелодии времен героических событий; военные условные звуковые сигналы); музыкальные фрагменты из произведений русских и советских композиторов; песни, гимны, романсы как аудиофрагменты различных художественных фильмов. В аудиоформате представлен и обширный библиографический рекомендательный список. В него включены документальные и литературные источники не только в традиционных, но и в специальных форматах. Все они могут стать дополнительным ресурсом различных историко-патриотических и социокультурных мероприятий. Новая организация аудиоконтента адресована людям, испытывающим трудности в чтении печатных текстов, открывая для них широкие возможности навигации.
В конце 2012 года в шести регионах нашей страны прошло 17 итоговых презентаций проекта. Все без исключения составляющие аудиотактильного комплекса были предложены для оценки, изучения, обсуждения. Экспозиция преодолела расстояние более 12 тысяч километров. Только прямыми участниками этих мероприятий стало более 1100 человек. Среди них незрячие и слабовидящие школьники, молодежь, родители детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты библиотечного дела, лидеры общественных организаций инвалидов, деятели историко-патриотической работы и духовного просвещения, коррекционные педагоги, социальные работники, специальные психологи, представители различных ветвей власти. Разностороннее знакомство проходило в форме духовно-просветительских встреч.
Всегда в программе мероприятий присутствовал литературно-музыкальный видеофильм. Включаемый за 15-20 минут до начала встречи, он эмоционально объединял участников и одновременно задавал масштаб понимания многовековой духовной жизни народа. Другим, положительно воспринятым участниками встреч информационным дополнением стал беззвучный визуальный ряд. На главный экран аудитории шла проекция фрагментов кинофильмов, фотоматериалов, наиболее известных живописных полотен, связанных с мемориальными храмами или отражающих события Отечественной войны 1812 года. Это происходило во время демонстрации аудиопродуктов, выступлений участников, вопросов и обсуждений. Такое решение было продуманным и принципиальным: для участников встреч, имеющих нормальную функцию зрения, оно обеспечивало визуальную интеграцию в атмосферу специального мероприятия, адресованного незрячим и слабовидящим людям.
Пять масштабных моделей и макетов вошли в состав аудиотактильного комплекса как необходимые познавательные инструменты. В их числе два трехмерных макета православных храмов-памятников и три тематических модели: «Редут», «Бивуак», «Партизанская засада». Связанные общим композиционным замыслом, они послужили трехмерной иллюстрацией далеких исторических событий. Их композиция и дизайн-решение предоставили богатые возможности для реализации многоцелевых и многоадресных историко-краеведческих задач.
Фигуры пехотинцев, артиллеристов, кавалеристов, партизан; пушки, обозные повозки, амуниция и многие другие характерные детали были тщательно и достоверно выполнены в масштабах 1:16 и 1:18. Каждый и все вместе они символически представляют характерные эпизоды далеких исторических событий. Статика моделей восполняется динамическими позами персонажей: одни фигуры отражают экспрессию боя, другие – напряженный покой военного привала, третьи – уверенность справедливого возмездия в момент пленения французских фуражиров, и т.д. Следует отметить высокую точность моделирования, обеспеченную исполнителями проекта. Так, масштабные копии артиллерийских орудий русской армии (пушек-единорогов) были изготовлены по чертежам и художественным изображениям. В необходимом составе они были предоставлены сотрудниками Военно-исторического Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ (г. Санкт-Петербург).
Специальное экспозиционное решение учитывало живой, деятельный интерес любого ребенка, в том числе незрячего или слабовидящего. Оно предоставило возможность самостоятельно, сосредоточенно, более тщательно познакомиться с отдельными элементами сюжетных экспозиций. Наиболее характерные фигуры и даже соответствующее им оружие были выполнены как дополнительные трехмерные пособия для индивидуального тактильного обследования.
Здесь важно отметить, что, уделяя необходимое внимание комментариям к военно-историческим сюжетам, ведущие встреч-презентаций удерживали связь с главной темой – темой патриотизма и духовной силы народа. Обычно в диалоге с аудиторией ее внимание обращалось на многообразие форм увековечивания народной памяти. В ходе такого обсуждения открывалась непреходящая ценность, являющаяся ключевым замыслом данного проекта, – православный храм. На первый план для незрячих и слабовидящих школьников выступал образ храма. Его облики раскрывались через трехмерные макеты и многоформатные пособия. Тактильное обследование масштабных копий и плоского рельефа, по существу, превращалось для человека со зрительными ограничениями в «прямое» прикосновения к отечественной истории. В рамках единого замысла были макетированы два храма-памятника: собор Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском монастыре и собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском Звенигородском ставропигиальном мужском монастыре.
Тактильно-визуальное обследование трехмерных моделей и макетов было подкреплено двумя аудиальными решениями. Каждый раз методический сценарий предусматривал два режима объемного аудиосопровождения: комментирующая фонограмма предварительно транслировалась на зал в целом, затем – локализовывалась в зоне непосредственного изучения артефактов. Этот арсенал средств включал комплект сменных фонограмм, они выбирались с учетом подготовленности аудитории. Часть из них раскрывала прямое сюжетное назначение модели. Для этого использовалось сочетание дикторского текста, музыкального оформления и звуковых эффектов. Другие имели более глубокую содержательную направленность. Например, одна и та же сюжетная модель становилась уже поводом для размышлений профессионального историка и воспроизводилась как аудиобеседа.
Крупным итоговым мероприятием стал Открытый урок истории для школьников и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Незримая дорога в наши сердца: история Отечества и современная духовная жизнь», проведенный в Новосибирске в декабре 2012 года. В просторном и продуманно оформленном конференц-зале Дома офицеров не было свободных мест. Интерес к историческим событиям и новым возможностям просветительской работы с людьми, имеющими физические, в том числе сенсорные, ограничения, объединил более 200 человек. Участниками Открытого урока стали школьники с нарушениями зрения и слуха; специалисты библиотечного дела; преподаватели и учащиеся Православных гимназий; студенты профильных специальностей новосибирских вузов; социальные работники; члены клуба исторической реконструкции. Все выступления и аудиофрагменты сопровождались жестовым пересказом сурдопереводчика. В ярком, запоминающемся выступлении известного военного историка Ю.А. Фабрики была представлена картина героического участия сибирских полков в военной кампании 1812 года, показано значение сибирского казачества как опоры военного тыла. Зал, легко вмещавший 200 человек, был полон до последней минуты Открытого урока.
Созидательная творческая работа по реализации проекта «За Отечества спасение с именем Твоим», объединившая многих специалистов, экспертов и добровольных помощников, показала, что далекие события Отечественной войны 1812 года по-прежнему имеют широкое духовно-нравственное и патриотическое влияние. Для многих адресатов состоявшихся встреч, для тех, кто сохранил активную жизненную позицию, знакомство с незримыми страницами великой истории стало темой глубокого личного размышления, размышления о своем уникальном месте в жизни, о личной ответственности за прошлое, настоящее, будущее своей страны.