Новосибирск современный

Первомайский район

Первомайский район, являясь частью города, отделен от других районов долинами рек Обь и Иня, пригородными лесами. В своем развитии район тесно привязан к железнодорожному ведомству и крупным заводам и с первых дней своего возникновения живет обособленной жизнью.
Первомайский район начинался с возникновения в 1928 году железнодорожной станции Инская. Сегодня в пределах района находятся две станции, разъезд и пять остановочных пунктов железной дороги. Как административное образование район был создан в 30-е годы прошлого века. В разное время он назывался Транспортный, Эйховский, в 1937 получил современное название.
В наши дни Первомайский район – это вытянувшиеся вдоль железных дорог и крупных заводов рабочие поселки малоэтажной застройки, объединенные только общностью территории. Благоустройство улиц, наличие магазинов, учреждений социально-культурного назначения определяются в основном интересам и возможностями производственных предприятий. Территория жилой застройки ограничена с запада и севера долинами рек Обь и Иня, с востока - зоной железных дорог и многочисленных подъездных путей. Среди массивов одноэтажных домов частной застройки расположены многоэтажные благоустроенные здания
Но Первомайский район - это не только железная дорога и придорожные жилые кварталы, здесь много крупных заводов, автотранспортных предприятий, есть легкая промышленность, производство строительных материалов и конструкций. Одним из таких заводов является Новосибирский электровозоремонтный завод. Он был организован в 1942 году. Другой крупный завод района – Новосибирский стрелочный. Они расположены вблизи станции «Сибирская» — это узловая станция железной дороги Алтайского направления. Старейшим промышленным предприятием Первомайского района является ремонтно-механический завод. На юго-восточной окраине Первомайского района расположились предприятия легкой промышленности, стройиндустрии, автопредприятия и производственные базы ряда городских организаций.
Первомайская улица протянулась более чем на 3 километра вдоль железнодорожной магистрали Кузбасского направления. Она является границей между жилыми кварталами и производственной зоной железной дороги. Одновременно это главная автотранспортная артерия, по которой проходят основные автобусные маршруты района. Центром Первомайского района является перекресток улиц Маяковского и Физкультурной. В окружении пятиэтажных домов, в глубине площади, расположены здания районной администрации и других учреждений.
С одной стороны улицы Эйхе в последнее десятилетие возведена группа многоэтажных домов с небольшой прилегающей территорией для отдыха. С другой стороны расположены больничный городок, школьный комплекс со своим стадионом, детский парк, выходящий к пологому берегу Ини.
В 1941 году вблизи станции Инская по Первомайской улице был построен большой Дом культуры железнодорожников. Дом культуры – это место проведения профессиональных праздников, дней города, выставок народных мастеров, выступлений театральных и концертных коллективов.
В Первомайском районе расположено несколько Научно-исследовательских и проектных институтов.
При въезде в Первомайский район между шоссе и рекой Иня расположено парниковое хозяйство с теплицами под пленкой и стеклом. В послевоенный период здесь был лесопитомник, где выращивались деревья для озеленения улиц город. В наши дни в парниковом хозяйстве основное место отдано цветам. Имеются плантации по выращиванию роз, сортовых видов лилий, ирисов, пионов, нарциссов, гладиолусов, астр.
Справочная информация:
- протяженность Первомайского района на восток 7 км, на север – более 8 км;
- основные магистрали: улицы – Первомайская и Эйхе, Бердское шоссе.